?

Log in

No account? Create an account
vorewig [entries|archive|friends|userinfo]
Epic Hero

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

слов нет. [Sep. 15th, 2009|10:16 pm]
Epic Hero
[Current Music |Dan Auerbach — Keep It Hid]

С развитием глобализации и информационных технологий сам Бог, казалось бы, велел поднимать культурный уровень широких народных масс; в том числе расширять эрудицию и лексикон, обогащать средства языковой экспрессии для передачи чувств и мыслей, способствовать ведению интеллектуальных дискуссий на самых широких площадках, но мы видим ровно обратные процессы:

- Происходит оскуднение речи, из которой оттенки вымываются смайликами, картинками, бездумными шаблонами и, прежде всего, мемами. Последние представляют собой возвращение к первобытной эмоциально-междометийной передаче мыслей — набор звуков передает гамму чувств.

- Радикально сокращаются объемы информации, которая может быть усвоена читающим. Создается хаотическая свалка кусочков информации, не формирующая единого смыслого пространства.

В упрощенном виде дальнейшую перспективу речи (особенно письменной) можно представить как набор мемов, междометий и вспомогательных частей речи, который перемежается картинками и видео. Итогом должен стать переход к нечленораздельному мычанию и отказ от алфавита в пользу пиктограмм.
LinkReply

Comments:
From: mentalika
2009-09-15 06:45 pm (UTC)
yo dude
i nou wot u mean
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vorewig
2009-09-16 06:00 am (UTC)
i c

yeah, i figured u would
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: interviwer
2009-09-15 08:14 pm (UTC)
вы чертовски правы.
тоже об этом думал.
какое-то тотальное оскудение умов идет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vorewig
2009-09-16 06:01 am (UTC)
я своими глазами видел девушку, которая сказала, что лексически (!) не понимает язык Достоевского. это аллес.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: loshadnik
2009-09-16 10:19 am (UTC)
возможно, под этим она всё же имела в виду нечто другое, просто не могла это выразить чисто лексически
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergiusprimus
2009-09-15 08:24 pm (UTC)
Кстати, этот факт прорабатывается в одной книжечке по психологии влияния. Умаление вокабуляра делает человека потенциально подвластным влиянию, зомбированию и т.д.

Однако, что интересно, в этом видят объективный процесс. Что, мол "цивилизация движется вперёд путём увеличения числа операций, которые мы можем осуществлять, не раздумывая над ними" (Альфред Н. Уайтхед)

А, для этой цивилизации, если уж Бог умер, то за Богом в ящик сыграет и слово. Есть в этом какая-то взаимосвязь. Чувствую.. только вот рационально не могу заключить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vorewig
2009-09-16 06:04 am (UTC)
Философы постструктуралисты в целом прорабатывали эту тему. Создание абстрактного понятия (по факту мема) вроде прав человека или развитого социализма позволяет ввести его в матрицу мировосприятия и как раз манипулировать поведением.

Примечательно в этой связи посмотреть на развитие общественно-политической лексики, которая неизбежно скатывается к узкому вокабуляру мертвых шаблонов. Утрировано можно предположить, что в будущем они превратятся в ничего не значащие заклинания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avb1
2009-09-16 05:32 am (UTC)
Во время оно, когда в пенитенциарных учреждениях было в качестве клиентов много людей с высшим образованием и высоким культурным уровнем, средний уровень образования тамошнего основного населения как-то не поднялся. Наоборот, интеллигенция на нарах начала ботать по фене, т.е. опустилась до уровня большинства. Здесь мы наблюдаем похожий процесс - заполонившая просторы "энтих ваших энторнетов" (кстати, неплохой мем, да?) школота (тоже мем, но очень меткий) тянет за собой всех остальных. Нормальный процесс, а что делать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vorewig
2009-09-16 05:58 am (UTC)
Отчасти, да. По этой же, кстати, причине литература 19 века на порядок выше и существенно качественнее.

В целом, мне по крайней мере так кажется, широкие народные массы всегда стремились к мемизации речи. Просто не было современных технических средств, поэтому архаичные мемы (присказки, прибаутки, поговорки и проч.) носили локальный характер.

Назвать процесс демократизации (вульгаризации) высокой культуры и словесности объективным я не могу. Должны быть предприняты конкретные меры по отгораживанию культуры от широких масс. Распространение грамотности и базового набора знаний еще не означает окультуривания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avb1
2009-09-16 06:20 am (UTC)
По этой же, кстати, причине литература 19 века на порядок выше и существенно качественнее.
Ну, это как-то категорично. Во-первых, мы имеем дело с тем что до нас дошло с тех пор, во-вторых, в силу дороговизны печатного процесса в те времена отбор был несколько критичнее. А в третьих - язык, в т.ч. и литературный (а с ним и литература) эволюционируют, никуда от этого не деться. То что мы сейчас считаем классикой мировой литературы в XIX в. считалось дешевым ширпотребом (тот же В. Скотт, например).
XX век дал нам достаточно много замечательных произведений, а XXI только начался, говорить о чем-то еще рано.

Должны быть предприняты конкретные меры по отгораживанию культуры от широких масс.
А вот за такие слова, батенька, и партбилет положить можно! (с) Искусство должно принадлежать народу! тоже (с).
Не переживайте, время расставит все на свои места. Каждое новшество в искусстве должно пройти проверку временем, прежде чем оно займет свое место в ряду шедевров или канет в Лету...
Процессы серьезной вульгаризации высокой культуры и словесности идут непрерывно все время существования высокой культуры и словесности. Но все это смывалось в утиль в течение 50-100 лет, оставалось только то, что действительно заслуживает внимания. Ну и пару-тройку примеров недосмытого шлака - для истории, было, дескать, такое вот в те времена.

Распространение грамотности и базового набора знаний еще не означает окультуривания.
А его не для того придумали. Всеобщая грамотность совершенно не для окультуривания вводилась. Равно как и распространение базового набора знаний.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tverdy
2009-09-16 07:01 am (UTC)
выход один - художественный образ должен быть художественным, т.е. полисемантичным... или скорее даже ультрасемантичным)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vorewig
2009-09-16 07:18 am (UTC)
бороться с новоязом средствами новояза? оригинально, евпочя.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tverdy
2009-09-16 07:25 am (UTC)
не бороться, а наполнить классические формы новейшим содержанием)
как видоизменить движение? расширить пределы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: loshadnik
2009-09-16 10:17 am (UTC)
"слов больше нет. остался только гул.
и ухо без лица. и в нём звенит"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lioppa_begemoth
2009-09-16 05:32 pm (UTC)
Все движется по спирали. Потом грядет новая сигнальная система - и медленное развитие)))
(Reply) (Thread)